5 июля 2016

Московская «Химбытконтраст» обвинила «ДомБытХим» (Адыгея) в недобросовестной конкуренции из-за исключительных прав на выпуск продукции под торговой маркой «Крот» в 2006 году. Обе компании производят чистящие и моющие средства.

«Химбытконтраст» обратилась в УФАС по Краснодарскому краю с просьбой проверить правомочность приобретения исключительных прав адыгейской компанией в 2005 году.

«Моющее средство «Крот» широко известно и занимает существенную долю рынка бытовой химии страны. Между тем ряд производителей выпускал продукцию под этим товарным знаком задолго до «ДомБытХима» — аргументировала компания свою позицию (цитата по материалам суда).

Однако антимонопольный орган признал исключительные права на «Крот» за «ДомБытХимом». После этого «Химбытконтраст» подала апелляцию в Арбитражный суд Краснодарского края, который оставил в силе предыдущее решение. Дальнейшее обжалование в судебном порядке компания прекратила.

Стоит отметить, что товарный знак «Крот» зарегистрирован ЗАО «НПО «Гигиена-Био» (г. Москва) в 1997 году. Компания занималась сдачей в наем недвижимости, ликвидирована в 2012 году. При этом в 2005 году она уступила права на использование марки «Крот» «ДомБытХиму».

Но уже в 2015 году ООО «ТД ГраСС» (г.Волгоград, производит автохимию и средства для клининга) подала апелляцию на указанное решение. В свою очередь об этом документе в компании узнали из письма от «ДомбытХима» с требованием прекратить выпуск продукции под маркой «KROT». Кроме того, уже произведенные и маркированные этим знаком товары требовалось уничтожить.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в принятии жалобы «ТД ГраСС» отказал. Тогда компания подала кассацию в Суд по интеллектуальным правам, который в январе 2016 года прекратил производство по делу. «ТД ГраСС» обратилась с жалобой в Верховный суд РФ. Уже в июне этого года ВС по результатам заседания судебной коллегии по экономическим спорам не принял жалобу. Таким образом, исключительное право на использование ТМ «Крот» осталось за компанией из Адыгеи.

В 2015 году общий объем российского рынка чистящих и моющих средств, а также средств для стирки составил 187,3 миллиардов рублей (в 2014 году — 197,4 миллиардов рублей).

Российский рынок чистящих и моющих средств продолжают делить между собой несколько крупнейших компаний, которые производят товары в различных сегментах рынка. Это «Procter&Gamble», «Henkel», «Нэфис Косметикс», «Reckitt Benckiser», «Невская Косметика» и «Unilever». По прогнозам, доля этих компаний будет увеличиваться. (данные— «РБК.Исследования рынков»).

Источник